Владимир Зенков 0 71

Хабаровский ТЮЗ завершил сезон фестивалем «Наша тема»

Статья из газеты: «АиФ-Дальинформ» №30 26/07/2017

Актеры и режиссёры устроили зрителям проверку смехом, раздражением, восхищением и сонливостью.

Какие эскизы дорастут до спектаклей и войдут в репертуар театра, пока неизвестно.
Какие эскизы дорастут до спектаклей и войдут в репертуар театра, пока неизвестно. © / Наталья Ивацик / Хабаровский ТЮЗ

В Хабаровском театре юного зрителя завершился фестиваль-лаборатория актуальных текстов «НАША ТЕМА». Что это такое и зачем режиссёрам, актёрам и всем цехам пять пятниц, суббот и воскресений подряд работать по ночам?

Закруглили сезон

Понятие «фестиваль», думаю, расшифровывать не надо, недоумение может вызвать стоящее рядом слово «лаборатория». Итак, на фестивале-лаборатории режиссёры, как уже опытные, так и начинающие, представляли т. н. эскизы - наброски того, что возможно когда-нибудь станет спектаклем и войдёт в репертуар театра.

Для зрителя, жаждущего просвещения, организовали небольшой курс лекций о современном театре. Читала лекции руководитель литературно-драматической части ТЮЗа Анна Шавгарова. Расшифровку двух лекций можно будет найти на нашем сайте - «Театр художника и театр режиссёра» и «Театр после «Тангейзера».

Театр может затрагивать темы, непрятные зрителю, в форме, раздражающей зрителя. Фото: Хабаровский ТЮЗ/ Наталья Ивацик

Вернёмся к «Нашей теме». Перед последним эскизом по рассказу Франца Кафки «Превращение» прошёл круглый стол. Хотя правильней будет назвать это «творческим экзаменом», на котором дирекция фестиваля-лаборатории решила проверить, как зрители и участники усвоили тему. Всё было по-взрослому: стол, билеты и открытое окно, в которое очень хотелось крикнуть: «Халява, приди!». Было даже немножко страшно, как перед настоящим экзаменом, но поскольку зачётку никто не требовал, публика расслабилась.

Да и вопросы были такими, на которые нет готовых, правильных ответов. Это вообще признак современного театра и негласный девиз «Нашей темы»: мы не даём готовых ответов, мы ставим вопросы.

«Что вас больше всего развеселило на фестивале?» - этот вроде простой билет заставил задуматься. Веселье, как эмоция, смешалось с другими ощущениями, растворилось в удивлении, недоумении, возмущении, но не было главной составляющей этого коктейля.

За кулисами

Актёр ТЮЗа Виталий Фёдоров, которому попался вопрос про сильнейшие впечатления фестиваля, отметил безукоризненную работу всех цехов театра.

- Вы не представляете, какие чудеса делают эти люди, готовые помочь в любое время сделать спектакль лучше. Приходишь за два часа до начала, говоришь: «А давай вот это сюда, а это вот так» и они делают, - восхищался актёр.

Постепенно втянувшись, зрители перехватили инициативу и сами стали «экзаменаторами». Например, почему фестиваль идёт ночью? На это другие зрители сразу же ответили: «А когда ещё?!»

Фото: Хабаровский ТЮЗ/ Наталья Ивацик

- Ночной формат фестиваля способствует глубокому осмыслению спектаклей, так как весь этот процесс выпадает на сон, - объясняла одна из зрительниц. - Вот во сне-то и начинается настоящая работа по поиску смыслов в просмотренных спектаклях. Но на утро возникает вопрос: «Было ли это на самом деле или мне приснилось?»

Интересовались зрители и тем, есть ли в театре «режиссёрский террор» или актёры - равноправные участники процесса.

- Нет уже такого, чтобы режиссёр ставил жёсткие рамки. Конечно, есть рисунок роли, который нельзя нарушать, но мы тут творим все вместе, на равных, - отвечали актёры.

- Это им так кажется, - негромко бросил худрук ТЮЗа Константин Кучикин.

Кусок сыра и кофе

Бурную реакцию вызвал билет «Должно быть зрителю комфортно в театре?»

- Меня удивляют те, кто после спектакля заявляет: «Как вы могли поставить скамейки без спинок? Почему в буфете маленький ассортимент?» Вы сюда пришли, чтобы посидеть удобно и поесть? - эмоционально высказался кто-то из зрителей.

Комфорт зрителя в современном театре даже не на последнем месте - актуальное искусство сознательно стремится к созданию максимально дискомфортной ситуации. На «Трансформерах» - другое дело, пожалуйста, разваливайтесь в кресле с ведром попкорна и пивом.

Непонимание побуждает узнать больше.

- Когда мы делаем спектакль, будут отсылки, которые не всегда могут понравиться зрителю. В первую очередь зритель должен идти к театру, а не наоборот. У нас есть спектакль «Шекспир. Изложение», там не все понятно, сюжета единого нет. Сын моих знакомых пришёл потом домой, взял Шекспира, прочитал, до этого не читав его, - рассказал Константин Кучикин. - В данном случае непонимание нашей трактовки того или иного произведения будит в человеке желание понять, узнать, а как там у автора-то было, но это что касается неподготовленных зрителей. Реакция зрителя на спектакль, то, что у него происходит внутри, волнует нас даже больше, чем вы думаете. Безусловно, театр может затрагивать абсолютно разные и даже малоприятные темы. И это может не нравиться зрителю. Но если давать зрителю только то, что ему приятно, такой театр не справится с главной целью - воздействовать на душу и побуждать к раздумьям.

С матерком

В ходе дискуссии всплыл вопрос уместности нецензурной лексики на сцене. Речь шла об эскизе «Солнечной линии» режиссёра Петра Нестеренко по пьесе Вырыпаева. Весь текст - это диалог, точнее, ругань супругов. Муж, жена, пять часов утра. Каждый пытается выяснить истинные мысли и чувства оппонента. При этом оба не желают слышать друг друга, отгородившись некой солнечной линией.

Фото: Хабаровский ТЮЗ/ Наталья Ивацик

- Можем ли мы обсуждать матерные спектакли, с использованием той же ненормативной лексикой? - провокационно бросил один из участников круглого стола. - Меня покоробило во время читки, слишком напирали на нецензурную лексику.

И тут же получил реплику с места: «А что, мне нравится матерок». Что ж, у каждого своё видение.

Круто, что современный театр не ставит зрителя в определённые рамки, чётко и однозначно давая понять, какую именно эмоцию зритель должен испытывать в тот или иной момент. Тут нет границ, нет планов, нет правильных ответов.


Результаты фестиваля

Народное жюри, в которое вошли самые «верные» зрители, выбрали победителей в номинациях.

  • «Лучшая мужская роль» - Виталий Федоров, спектакль «Дед», реж. К. Кучикин.
  • «Сильнейшая эмоция фестиваля» - «РУБИRose», реж. А. Зверев, муз. руководитель Е. Кретова.
  • «Лучшая режиссура» - Александр Зверев, спектакль «In Your Head».
  • «Лучший спектакль фестиваля» - «Мифы народов мира», реж. М. Тычинин.

Кстати, театр отправляется в Санкт-Петербург на фестиваль «Точка доступа», где представит нашумевший в России спектакль Михаила Тычинина «Дознание». Сайт-специфик фестиваль «Точка доступа». В его рамках в городе покажут спектакли в необычных локациях: в парках, на улицах, в квартире, на рынке, на Финляндском вокзале. Считается, что одним из самых значительных событий фестиваля станет спектакль хабаровчан.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах